+7 926 364 00 01

+7 926 364 20 51

РУССКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ СИМВОЛЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАВКАЗА



Главными отличительными признаками народного искусства, в отличие его профессионального, является коллективное творчество и устойчивость символов. Внутри народного декоративно-прикладного искусства мастер-творец и те, кто пользовался продуктом его ремесла были внутри единого смыслового коллективного пространства,  мастер делал только то и только так, что и как в этом пространстве считалось нужным, состоявшимся и приемлемым. Каноничность в народном искусстве можно считать господством столетиями сложившихся форм, образов, ремесленных приёмов и техник. В связи с этим произведения народных мастеров анонимны — индивидуальное, творческое начало в них растворено в пределах норм национального или территориального канона. Тем не менее, канон и импровизация — как две стороны медали всегда восполняют друг друга, поэтому культурная традиция не является совсем застывшей, она меняется под действием различных условий, среди которых политический фактор играет далеко не последнюю роль.

Весьма интересен вопрос вхождения российской имперской символики в круг сюжетов, используемых  мастерами декоративно-прикладного и ювелирного искусства Кавказа и Закавказья.  Не менее интересны причины возникновения и методы интерпретации  символов императорской и государственной  власти, а также широта распространения предметов, где используются их образы.

В случае изучения образцов российских музейных коллекций (например Российского этнографического музея и Дагестанского музея изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой), можно познакомиться с очень  любопытными ювелирными украшениями и украшениями костюма народов Кавказа, где имперская символика неожиданным образом вплетается в племенную традицию. Подавляющее большинство выявленных экспонатов относятся к концу XIX — началу XX вв., и это не случайно, ведь первые десятилетия XX века — время, насыщенное юбилейными историческими датами. 100-летие добровольного вхождения Грузии в состав Российской империи, канун 100-летия Отечественной войны 1812 года, а также 300-летия царствования Дома Романовых. Безусловно, эти торжества способствовали возрастанию распространения символов царской власти, изображённых в газетах, на почтовых открытках, марках, сувенирах Российской империи, не исключая её периферийных регионов. Ещё одним мощным катализатором для консолидации народов империи и роста патриотических чувств была Русско-японская война 1904-1905 гг. и сразу последовавшая за ней неудачная попытка революции 1905 г.

Применение гербового двуглавого орла в женских украшениях было весьма органично  для ювелирного искусства Кавказа и Закавказья, не вступало в диссонанс с традицией, так как первым делом заимствуются и легко приживаются те образы, у которых есть соответствия в традиционной культуре. Именно поэтому герб России — двуглавый орёл был свободно включён в круг сюжетов ювелирного  декора.

 Если принять во внимание то, что такие украшения для женщин изготавливались при помощи техники литья, то можно говорить о том, что данные ювелирные изделия имел определённое распространение, а не были единственным, оригинальным экземпляром, поскольку литьё по выплавляемой восковой модели, как правило, предполагает определённый тираж. Подтверждением тому служит похожая застёжка, появившаяся в Российском этнографическом музее в 1960 году.

Императорский орёл также стал орнаментальным мотивом для золотой вышивки в Дагестане. В Дагестанском музее изобразительных искусств хранится несколько образцов традиционных миниатюрных женских сумочек — «бохча», служившими для хранения всевозможных мелочей (предметов для рукоделия и мелкой разменной монеты). Такие сумочки являлись непременной частью свадебного ритуала, когда происходил обмен подарками, поэтому для их создания применяли дорогие шёлковые ткани, которые потом украшали бисером, басонными изделиями ( мелкие декоративные детали, которые обращают на себя внимание и подчёркивают достоинства изделия), золотой вышивкой. На сумочках, датированных 1908 и 1917 годами, вышит двуглавый орёл, который стилизован под местный орнамент, но всё же легко «читается», правда держава и скипетр изображены весьма символично, а роль корон над головами орла, выполняет узор традиционного орнамента — трилистник.

При этом следует отметить, что мотив срощенных птичьих голов, смотрящих в разные стороны, вполне характерен для ремёсел народов горного Дагестана и известен в исполнении разных  техник, но особенно — в ювелирных украшениях и произведениях шитья золотой нитью. Собственно, птица являлась одним из самых востребованных образов в дагестанском шитье на протяжении веков.

Купить серьги и украшения с двуглавыми орлами можно на нашем сайте: http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry
 

ПОПУЛЯРНОЕ

36 000 руб.

5 000 руб.

16 000 руб.

16 000 руб.

10 000 руб.

8 500 руб.

12 000 руб.

43 000 руб.

50 000 руб.

15 000 руб.

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ