+7 926 364 00 01

+7 926 364 20 51

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИЛИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ГЕРБОВЫХ ФИГУР И СИМВОЛ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ





 

«Я полевой цветок и долинная лилия» (Библия, Песн. 2:1).
«Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Библия, Песн. 2:2). 

Появление лилии в качестве высшего геральдического символа французской королевской власти, неразрывно связано с именем короля Хлодвига Первого, крестителя Франции и его жены Клотильды.

Кольцо «Французская лилия» на нашем сайте: 
http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/vintage/ring-french-lily

Предыстория появления этого знака такова — король франков, язычник Хлодвиг (Кловис) женился на христианке Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице другого бургундского короля Гундобада (в соседней Бургундии трон между собой делили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I ). Как водится, такое количество претендентов на корону, вызывало постоянные междуусобицы. Так Гундобад зарубил мечом своего брата Хильперика, а также приказал скинуть в воду его жену, предварительно привязав ей камень на шею. Двух дочерей Хильперика коварный Гундобад изгнал — старшей Кроне пришлось уйти в монастырь и неизвестно какая бы участь постигла младшую Клотильду, если бы послы Хлодвига в Бургундии не узнали об этом проишествии и не оценили красоту и ум молодой королевны. Не мешкая, Хлодвиг отправил посла к Гундобаду с просьбой отдать ему Клотильду в жёны. Гундобад, не желая ссориться с королём франков, согласился, и Хлодвиг женился на Клотильде. При том, что королевский дом Бургундии придерживался еретического арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла ортодоксальное христианство, основанное на Никейском символе веры.

После замужества, как пишет Григорий Турский, биограф Хлодвига, Клотильда предпринимала всё для того, чтобы склонить мужа на сторону истинной веры, однако тот долго не решался на такой шаг, отвечая жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы». Также негативно повлияло на Хлодвига то обстоятельство, что их первенец Ингомер умер вскоре после своего крещения, прямо в крестильных одеждах. Григорий Турский сообщает, что разгневанный король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». Вскоре у королевы родился второй ребёнок, Хлодомир. Некоторое время спустя после его крещения он также начал болеть, и король изрёк: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда горячо молилась, и, в конце концов, Хлодомир оправился от болезни. Но даже несмотря на это чудесное выздоровление и постоянные убеждения жены, Хлодвиг отказывался отвергнуть язычество.

Но вот в 496 году началась война между франками и алеманнами. После того, как алеманны (от герм. alle manner — «все люди», союз разрозненных германских племён, предки швабов) вторглись в область средне-рейнских франков, между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён военный союз и вскоре армия последнего вступила в войну.

Считается, что перед главным сражением с алеманнами при Тольбиаке (совр. Цюльпих) Хлодвиг думал о своей жене и её вере, после чего ему явился ангел с ветвью лилий и сказал чтобы король сделал лилии своим оружием и завещал его потомкам. 

Цепь «Орлы» с мотивом геральдических лилий на нашем сайте: 
http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/bracelets-and-chains/chain-eagles

Уже во время битвы с алеманнами, тогда ещё язычник Хлодвиг начал призывать Христа: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в тот же миг король алеманнов погиб, а его войско бросилось в бегство. Так в битве при Тольбиаке франки одержали решительную победу, а Хлодвиг занял обширную часть земель алеманнов по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. 

Вернувшись домой после победы, Хлодвиг рассказал обо всём Клотильде, которая вскоре вызвала ко двору Ремигия, епископа Реймского. Беседуя с Хлодвигом, Ремигий начал убеждать того принять Святое Крещение. После того, как Ремигий завершил проповедовать, Хлодвиг сказал ему: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». В благодарность Господу в победе над алеманнами, Хлодвиг, как и завещал ему ангел, сделал лилии символом власти христианского короля под сенью церкви.

Крещение весьма способствовало усилению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку христианского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Преимущественно галльское население державы Хлодвига считало принятие ортодоксального христианства своей выгодой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа». Несомненно важно было то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной, никео-цареградской форме. Раньше принявшие христианство отдельные германские племена и народы (бургундцы, вестготы, остготы, и др.) зачастую отдавали предпочтение еретическому направлению — арианству, а на христианство на основе принятого Вселенским Собором Никейского Символа веры смотрели как на государственную религию Римской империи. Поскольку ранние германские государства образовывались на территориях, имеющих колоссальное влияние Рима, их правители инстинктивно боялись, что их подданные исчезнут в более и мощной и более развитой культурной ойкумене. Тем не менее Хлодвиг понял, что эти опасения беспочвенны, да и географическое расположение его владений было таким, что обеспечивало возможность синтеза романо-германского мира, тем самым заложив основы общеевропейского культурного единства. И это уже заслуга короля франков перед всей европейской цивилизацией. 

А королевская геральдическая лилия, ( фр. fleur de lys/lis; «флёр-де-лис» — цветок лилии)  ещё много столетий служила знаком правящих монархов и династий, а также стала основой герба и флага монархической Франции. Стилизация изображения криновидной лилии делала её узором, орнаментом или эмблемой, которые использовались повсюду в декоративно-прикладном искусстве того времени. Цветок лилии— одна из самых распространённых гербовых фигур, таких же как крест, орёл и лев. 

Колье «Геральдика»: http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/warrior/pendant-heraldry

Королевский геральдический щит с лилиями (écu aux fleurs de lis) впервые появляется в 1211 году на личной печати принца Луи, — будущего Людовика VIII из династии Капетингов, отца Людовика IX Святого (фр. Louis IX, Saint Louis), предводителя 7-го и 8-го крестовых походов, собирателя и хранителя христианских реликвий в церкви Сент-Шапель в Париже: http://www.jewellers-art.ru/article/the-crown-of-thorns-of-christ-the-savior

Примерно в 1215—1216 гг. гербовые лилии появляются на витраже Шартрского собора с изображением того же принца Людовика в рыцарском боевом облачении.

При династии Бурбонов лилия — символ чистоты, беспорочности и Девы Марии, окончательно стала эмблемой королевской власти Франции. Людовик VII изображал её на своём боевом щите, унаследованном другими французскими королями из рода Бурбонов, многие из которых также именовались Людовиками (фр. Louis), что было очень символично, поскольку французское слово lys (лилия) является как бы сокращением имени Louis (Людовик).

При Карле V из династии Валуа на гербе Франции, ранее обильно усыпанном лилиями, остаётся только три цветка (что символизировало св. Троицу), а лазоревое полотнище с тремя стилизованными золотыми лилиями становится государственным флагом Французского королевства.

Помимо королевской власти, лилия обозначала власть духовную, как уже упоминалось, этот цветок соотносили с Непорочной Девой, её смирением и целомудрием, во Франции и в Европе в целом возвышается почитание «нашей Девы» (Нотр-дам). На монетах XI—XII веков, выпущенных епископами кафедральных соборов, посвящённых Деве Марии, красуются лилии. На печатях этих соборов Дева Мария изображается с лилией в правой руке (с 1146 года на печати парижского собора Нотр-Дам-де-Пари, в 1174 — Нуайонского, в 1181 — Ланского соборов). Начиная с  XIII века лилия становится непременным символическим атрибутом в изображениях Мадонны. 

Также крест, составленный из лилий флёр-де-лис (крест лилейный или крест из лилий-крин, крест криновидный) часто использовался в символике военно-духовных орденов, а также королевской гвардии — мушкетёров военного дома короля Франции (фр. Mousquetaires de la maison militaire du roi de France). Лилии присутствовали на знамёнах всех мушкетёрских рот, капитаном которых считался лично король. А лазоревые плащи-казакины и супервесты (безрукавная одежда) королевских мушкетёров украшал золотой крест, лучи которого переходили в лилии.

Запонки «Мушкетёр» можно купить на нашем сайте:
http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/perfect-knight/cufflinks-musketeer

Знак лилии почитался во Франции в любую эпоху и только во время революционного террора ношение лилии могло привести на гильотину, так как обладатель символа автоматически считался сторонником короля или армии роялистов — контрреволюционеров из Вандеи (один из 83 департаментов, образованных на территории Франции во время революции в марте 1790 г., название происходит от одноимённой реки, а располагался он на территории бывшей провинции Пуату). Повстанцы именовались Католической королевской армией и это была самая первая «белая» армия в мире («L'Armée Blanche», поскольку белый был основным цветом знамён и кокард восставших). На самом деле антиреволюционное восстание было гораздо шире и развернулась в четырёх департаментах (помимо Вандеи, это были Нижняя Луара, Мэн и Луара, Де Севр) но именно Вандея наиболее прославилась в этой борьбе, став настоящим символом крестьянского восстания и «контрреволюции низов».

 

ПОПУЛЯРНОЕ

30 000 руб.

8 000 руб.

5 000 руб.

15 000 руб.

10 000 руб.

10 000 руб.

75 000 руб.

5 500 руб.

4 000 руб.

8 500 руб.

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ