ЯЗЫК ЦВЕТОВ И ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ
Язык цветов прост;
Подобрать то, что хочешь сказать,
Не быть многословным.
Не повторять цветы Пасхи,
Не делать букета, чтоб никто не мог понять,
И постараться быть нежней.
Элизабет Баретт Браунинг
Бывает, что украшение, помимо декоративного, несёт в себе ещё и символический смысл. Так, добавляя в брошь — bouquet живой цветок, можно выразить свои чувства или настроение. Поэтому такая брошь имеет форму корзиночки или вазочки (их называли «Tussie Mussie»), когда-то их делали на заказ и служили они для сохранения цветов в бутоньерках свежими. Цветы в вазочке — букете могли меняться каждый день и несли тонкое послание окружающему миру.
Брошь «Букет» можно купить в нашем интернет-магазине:
http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/steampunk/brooch-bouquet
Акация
жёлтая — ушла любовь,
розовая — элегантность
Анемон — хрупкость
Анютины глазки — думай обо мне
Астра — уходящая красота
Амарант — бессмертие
Барбарис — скорбь
Барвинок малый — светлое воспоминание
Базилик — ненависть
Берёза — грациозность
Бессмертник — неизменная память
Боярышник — надежда
Бузина — сострадание
Вербена — чувствительность
Вишня — чистота помыслов
Водосбор — безрассудство
Водяная лилия — чистота сердца
Вьюнок — покорность
Вяз — достоинство
Гвоздика — непорочность
Георгин — достоинство и элегантность
Герань
жёлтая — трезвый рассудок,
светло-коричневая — я встречусь с вами,
розовая — предпочтение,
пурпурная — утешение
Гиацинт — игра
Гортензия — бессердечие гостеприимство
Дурман — я тебя никогда не забуду
Душистый горошек — расставание
Жасмин
белый — дружелюбие,
желтый — элегантность и грациозность
Зверобой — враждебность
Земляника — совершенное превосходство
Ива плакучая — покинутый
Ирис — послание для вас
Кедр — сила
Кипарис — скорбь
Клён — сдержанность
Колокольчик — постоянство, горе
Конский каштан — несправедливость
Крапива — клевета
Кукуруза — изобилие, избыток
Кукушкин цвет — обещание
Лаванда — признание
Лавр — я не изменю до самой смерти; слава
Ландыш — возвращение счастья
Львиный зев — самонадеянность
Левкой — неподвластная времени красота
Лилия — скромность
Липа — супружество
Лиственница — смелость
Лопух — назойливость
Лотос — ушедшая любовь
Люпин — печаль
Лютик — расположение
Магнолия — влечение
Мак — найди утешение во сне
Маргаритка — невинность
Мать-и-мачеха — материнская забота
Мимоза — чувствительность
Мирт — исчезнувшая любовь
Можжевельник — защита
Мох — материнская любовь
Мята — целомудрие
Нарцисс — обманчивые надежды, желание, эгоизм
Настурция — патриотизм
Незабудка — истинная любовь
Ноготки — беспокойство
Овес - музыка
Одуванчик - непреложная истина
Олеандр — остерегайся
Оливковая ветвь — мир
Орхидея — красавица
Осина — чувствительность
Пальма — победа
Папоротник — искренность
Первоцвет — естественная грация, юность
Петрушка — веселье
Пихта — время
Пион — хвастовство
Плющ — дружба
Подсолнечник — фальшивое богатство
Полынь горькая — отсутствие
Резеда — исключительность
Репейник — признательность
Роза
австрийская — с большой любовью,
дамасская — застенчивая любовь,
белая — тихая печаль,
жёлтая — неверность,
роза-эглантерия — поэзия
Розмарин — воспоминание, подарок на память
Рута душистая — очищение
Сирень — первое чувство любви
Тамариск — преступление
Терн — трудности
Тис — скорбь
Тростник — послушание
Турецкая гвоздика — улыбка
Тюльпан — выражение любви
Флокс — мы едины
Фиалка
синяя — скромность,
белая — искренность,
жёлтая — сельское счастье
Хризантема — приветливость
Чабрец — коварные чары
Чертополох — мизантропия
Шалфей — добродетели
Шелковнща — мудрость
Яблони цветы — великолепие
Ясень — величие
Язык цветов. 1846 г.
Считается, что «язык цветов», которым так увлекались в XVIII—XIX вв., завёз в Европу шведский король Карл XII, тот самый Карл, которому Пётр Великий учинил разгром под Полтавой. Вынужденный бежать после поражения, он жил при оттоманском дворе, где и узнал про язык цветов. Хотя всё это так не похоже на воинственного Карла, который был суров и не признавал иной музыки, кроме дроби барабана и боевых труб, для чего ему понадобилось это тонкое искусство «говорящих букетов»? Тем более что в Европе и так упоминали цветы, которые играли свою роль в легендах и мифах.
Великий русский поэт Афанасий Фет в одном из своих стихотворений упоминает про резеду. Резеда символизирует исключительность, а цветущая ветвь апельсина знаменует благородство, тем не менее крайне редко можно ожидать точного понимания того, что метафорически сказано цветами.
А ведь во флористической традиции учитываются любые нюансы: когда подарены цветы? Как дарящий держал букет: если цветками вверх — это одно значение, а если букет был опущен вниз — абсолютно другое. Важно учитывать, украшен ли букет листьями и срезаны ли шипы у розы. И ещё: в какой руке держит букет преподносящий, в правой или в левой? А та, которой преподнесли букет, наклонила его вправо? Если да — это означает согласие, а если влево — отказ. Молодой человек дарит девушке цветок: если она приколола его на корсете, у сердца, значит, это свидетельство любви, а если поместила в прическу — предостережение.
В стихах Гейне в переводе Александра Блока большое символическое значение придаётся цветку фиалки. Фиалка у Фета — «утром буду фиалкой дышать», у Гейне фиалка тоже связана с утром… Фиалка символизирует застенчивость, невинность. Недаром католики именовали Деву Марию «фиалкой смирения» и посвящали ей белую фиалку.
Фиалка — цветок скромный и незатейливый, зато как хороши и благоуханны фиалки в небольшом букете… Греческая легенда рассказывает, что однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа. Девушка испугалась испепеляющей страсти солнечного покровителя и обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить её. И тогда Зевс обратил девушку в фиалку, поселил в тени своих рощ и повелел расцветать весной. А чтобы поддержать её красоту, Зевс даровал фиалке чудный аромат.
У лунных фей в бутонах гиацинта
Шиповника медовое вино,
И в сердце мне ударило оно...
Гиацинт — цветок необычайный. Древние греки называли его «цветок дождей», потому что он распускался с наступлением тёплых весенних дождей в Малой Азии. В Европу гиацинт попал гораздо позже. Из Малой Азии он сначала оказался в Турции: в XVII в. оттоманский султан радовался, что имеет сад, где произрастают одни гиацинты, куда захаживал отдохнуть, полюбоваться оттенками нежного цвета в окраске гиацинта и подышать ароматом цветов.
В XVII в. гиацинты попадают в Европу, в Вену, но по-прежнему этот цветок весьма редок и экзотичен. В Средние века сад считали отражением потерянного райского сада в Эдеме, а гиацинт являлся одним из редчайших его драгоценностей.
Однажды у побережья Нидерландов потерпел крушение генуэзский коммерческий корабль. Среди прочих товаров купцы перевозили через море луковицы гиацинтов. Ящики разбились, а луковицы, найдя подходящую для роста землю, пустили корешки и зацвели. Большие почитатели цветов, голландцы изумились их красоте и прекрасному аромату и стали сажать гиацинты на своих огородах. Голландцы стали разводить гиацинты, выводить новые сорта и продавать их. Стоили гиацинты на тот момент очень дорого: как-то за луковицу цветка «Адмирал Лифкен» было выплачено 20 000 гульденов, целое состояние.
Купить серьги — монисто на нашем сайте:
http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/warrior/earrings-monisto
Браслет из монет:
http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/warrior/bracelet-treasure-pirate
Кольцо «Монета»:
http://www.jewellers-art.ru/directory/jewelry/minimalism/ring-coin
Безусловно, гиацинты сразу нашли своё место в тайном языке флористики: гроздеобразный гиацинт назывался «мушируми», что означало «ты получишь всё, что только я могу дать»; а простой голландский гиацинт ассоциировали с кокетством, игрой. Как-то больному и уже престарелому Фету молодая графиня Олсуфьева преподнесла букет гиацинтов, на что поэт сразу ответил строками:
В смущенье ум, не свяжешь взглядом,
И нем язык:
Вы с гиацинтами, — и рядом
Больной старик.
Но безразлично, беззаветно
Власть вам дана:
Где вы парите так приветно —
Всегда весна.
Конечно, самый популярный цветок — роза. Древние греки думали, что белая роза появилась из пены, которая покрывала Афродиту, богиню любви и красоты. А красной роза стала, когда неосторожный Амур во время пира богов опрокинул на неё кубок с божественным олимпийским напитком — нектаром.
Подвеска «Роза»:
http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/romantic-spring/pendant-rose
Ни одному цветку не назначали столько разных смыслов и символов, как розе. В бутоне роз греки были склонны видеть символ бесконечности, поскольку роза имеет форму круга, а круг не имеет начала и конца, а потому символизирует бесконечность; к тому же в бутоне листья туго скручены, поэтому его нельзя развернуть. Но чуть только роза раскрылась — век её недолог. Лепестки осыпаются или вянут, будучи сорванными. «Дева-роза» именовали юных прекрасных девушек, как бы намекая, что век их красоты быстротечен. Временная пленительная красота розы напоминала о кратковременности красоты и скоротечности человеческой жизни. Именно поэтому греки носили розы на голове и груди в ознаменование траура.
От греков роза попала в древний Рим, где во времена республики она служила символом строгой нравственности. Римские воины, уходя в долгий военный поход, снимали свои шлемы и одевали венки из роз — было принято считать, что эти венки вселяют в сердца воинов мужество. Также роза была эмблемой храбрости: знаменитый римский полководец Сципион Африканский повелел своим легионерам в день их вступления в Рим нести в руках букеты из роз, а чтобы увековечить память об их триумфе — отчеканить изображение розы на их щитах.
У розы было ещё одно, несколько неожиданное значение: она была знаком молчания. Так, во время пиршеств с потолка залы спускали искусственную розу, которая посвящалась идолу молчания Гарпократу. В Риме периода правления императора Нерона это было очень правильное напоминание — чего только не наболтает пьяный человек! А между тем шпионы Нерона не дремлят. Поэтому роза спасла жизнь не одному болтуну .
В строках из оды Державина, посвященной Екатерине II. Поэт символически называет Екатерину Киргиз-Кайсацкой царевной Фелицей, будущего Александра I — царевичем Хлором, которому мудрая Фелица открывает путь туда, «где роза без шипов растёт». А розой без шипов, согласно христианскому преданию, считалась добродетель, которая росла в Эдеме, ещё до грехопадения человека. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о грехе и суровости жизни вне Божией обители.
Белая роза, как и белая фиалка, считались символами непорочности, чистоты и целомудрия Богоматери. Деву Марию в западном христианстве именовали Чудесной Розой, Розой Небес, Розой Без Шипов. Легенда гласит, что архангел Гавриил собрал белые, жёлтые и красные розы, чтобы сплести из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз должен был напоминать о радости, венок из красных роз — о страданиях, венок из жёлтых роз — её торжество и славу.
В Англии роза оказалась только в XIV столетии. Наверняка многие слышали, хотя бы из исторических романов, про войну Белой и Алой Розы. Война велась за английский престол и носила такое название из-за гербов, которые несли на своих щитах претенденты. Дом Ланкастеров наносил на щиты изображение белой розы, а дом Йорков — красную. Этот эпизод описывал Шекспир в трагедии «Генрих VI», когда в 1450 г в парке Тампля у куста роз собралось многочисленное общество. Решается спор, представитель какой династии сядет на английский престол.
В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом оттенки чувств различали по сортам цветка: австрийская роза означала «с большой любовью», дамасская — «застенчивая любовь», белая — «любовь тихая», а жёлтая — «неверность». Впрочем, было ещё важно, с какими цветами роза образовывала букет.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари,
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радостъ!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Озорное стихотворение Пушкина-лицеиста указывает путь: от увлечения и влюблённости к чистоте и невинности, которые символизирует лилия. В Древней Греции жениха и невесту венчали венками из лилий и пшеничными колосьями, желая им чистой и полной изобилия жизни. В венке из лилий шла к первому причастию французская девушка. Существовало католическое предание, что лилия проросла из слёз Евы, когда она покидала рай. С лилией в руке изображается архангел Гавриил в сцене Благовещения. В Средние века, лилия появляется на гербах знатных особ, в том числе на гербе французских королей и государственном знамени монархической Франции. Легенда повествует: «Говорят, что французский король Хлодвиг, ещё пребывая в языческой вере, и терпя поражение в битве, воскликнул: «Христианский Бог, помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда ему неожиданно явился ангел Божий с ветвью из трех лилий и повелел, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В этот момент воинов Хлодвига охватило невероятное мужество, с воодушевлением они устремились на врагов и обратили их в бегство. В благодарность за победу Хлодвиг принял святое крещение, а лилия с этого времени стала гербом королевской власти во Франции». Так на языке цветов стали разговаривать даже государственные гербы.
Колье «Геральдика»:
http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/warrior/pendant-heraldry
Кольцо «Династия»:
http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/perfect-knight/ring-dynasty
А в совершенстве языком флористики владели уже современники Пушкина, которые переписывали его в тетради и альбомы и, конечно, могли понять монолог сумасшедшей Офелии куда лучше нас.
Офелия: «Вот розмарин, это для памятливости: возьмите, дружок, и помните. А это анютины глазки: это чтоб думать. Вот укроп для вас, вот водосбор. Вот рута. Вот несколько стеблей для меня. Её можно также назвать богородичной травкой. В отличие от моей носите свою как-нибудь по-другому. Вот ромашка. Я было хотела дать вам фиалок, но они все завяли, когда умер мой отец».
Розмарин переводится с латыни как «морская роса» — считалось, что это растение цветёт вблизи моря. Древние греки пили экстракт из этого вечнозелёного растения для улучшения памяти. В XIX в. студенты вплетали в волосы веточку розмарина — говорят, помогало лучше запомнить предмет. Гирлянды, сплетённые из розмарина, одевали на вступающих в брак, как залог вечной любви и памяти о своей второй половинке.
А цветок водосбора в Англии символизировал Святого Духа, поскольку похож на голубя в полёте. Другой символ водосбора — храбрость, безрассудство. Рута душистая знаменовала собой очищение, а ромашка и маргаритка — невинность. Во Франции XVI в. анютины глазки называли «али пенсе», то есть цветок мысли.
Людовик XV, возводя в дворянское звание славного в своё время врача и экономиста Канё, велел ему поместить в свой герб три цветка анютиных глазок с девизом: «Глубокому мыслителю». Но на берегах Туманного Альбиона анютины глазки означали сердечную радость, покой. Юноши и девушки 14 февраля, в День Святого Валентина — день всех влюблённых, отправляли их тем, к кому испытывали симпатию. Это было выражением чувств без слов, нужно было лишь послать засушенный цветок и подписать своё имя. Ни этот ли цветок обнаружил в книге Пушкин?
Памятная медаль «Александр Пушкин »:
http://www.jewellers-art.ru/directory/sculpture/commemorative-medal-alexander-pushkin
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя...