+7 926 364 00 01

+7 926 364 20 51

РЕЛИКВАРИЙ И МОЛОТ СВЯТОГО МАРТИНА МИЛОСТИВОГО, ЕПИСКОПА ТУРСКОГО







 

25 октября (по юлианскому календарю) – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского, святого православной и католической церквей. Мартин Турский (лат.: Sanctus Martinus Turonensis), один из наиболее почитаемых во Франции и на христианском Западе святых, появился на свет примерно в период 316 — 336 гг нашей эры, в римской провинции Паннония. Его родной город назывался Сабария (сегодня -  венгерский город Сомбатхей). Жизнь его была занесена в манускрипты его современником, агиографом Сульпицием Северусом, который был знаком с ним лично.

В музеях Лувра, в отделе декоративного искусства, Ришельё, первый этаж, комната 3, хранится произведение средневекового ювелирного искусства - главный реликварий Святого Мартина. Нам неизвестно имя мастера или ювелирного цеха, изготовившего в металле этот антикварный мощевик, а также время его появления, но судя по развитию ювелирной техники, продемонстрированной в этом произведении, специалисты склонны датировать этот ковчег концом 14-го века. Предположительно мощевик был изготовлен в Авиньоне, где он долго пребывал в местной церкви округа Судей (Коррез, Франция). 

Реликварий для головы святого Мартина сделан из серебра и меди с последующим нанесением эмали и позолоты. Основные части саркофага выполнены в технике выколотки, поскольку пластичность этих двух металлов позволяла работать с довольно крупными объёмами. Большие формы дорабатывались с помощью чеканки, мелкие делали с помощью гравировки, местами применялась пайка и клепание. Как показала реставрация, проведённая в 20-м веке, лицевая часть реликвария, включающая в себя портрет, бороду и часть шеи, изначально при изготовлении отделялась от затылочной, а потом обе части припаивались друг к другу. Декоративный воротник снизу и епископская тиара сверху фиксировали между собой две головные части и вместе они крепились к плечам, которые одновременно служили подставкой-опорой. Мантия на плечах святого обильно украшена гравировкой в виде цветочного орнамента, поля между которым забиты чеканной фактурой. На груди св. Мартина, в том месте, где должна быть епископская панагия расположен каст с большим овальным полупрозрачным камнем огранки кабошон, который обрамляют ещё восемь разноцветных кабошонов квадратной формы. Воротник, скрывающий шов между головой и плечами украшает орнамент, имитирующий виноградную лозу — весьма распространённый в христианстве символ. Епископская тиара, которая крепится к голове с помощью конструкции, напоминающей дверные петли, также отгравирована растительно-цветочным мотивом, поясок с цветными эмалями украшен декоративными крестами цветочной формы. По бокам тиары — также инкрустированные эмалью два больших триквестра, символизирующие количеством своих лучей Св. Троицу как триединство Бога.

Кто-то из древних отцов Церкви утверждал, что всякий угождает Господу тем талантом, который имеет. Царь Давид писал псалмы, праотец Авррам заботился о странниках, пророк Моисей указывал путь народу, однако каждый угодил Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих и наделяет их соответствующими дарами. В Его замысле есть место и отрешённому аскету и активному общественному служителю, и вообще всем людям, лишь бы они стремились к добродетели и прилагали все свои способности на этом пути.

С раннего детства у Мартина не было выбора. Он рос в семье римских язычников, и его отец, родившийся в Павии высший офицер (трибун) Римской империи, был убеждён, что его сын тоже должен идти по военной стезе, что по его мнению, должно было обеспечить благополучие Мартина до старости.  В возрасте десяти лет Мартин против воли своих родителей стал посещать христианскую общину и был принят в число оглашённых (первоначальный этап перед крещением, до того, как стать полноправным членом Церкви). Христианство ещё не было широко распространено среди представителей высших эшелонов власти, в частности в военной среде поклонение языческому идолу Митре было наиболее часто встречающимся культом. Хотя преобразования императора Константина Великого в религиозной сфере и последующая программа церковного строительства дали большой импульс распространению христианской веры, пока это была вера немногих.

Повинуясь воле отца, сразу по наступлению совершеннолетия, Мартин отправился в Галлию, где он нёс службу в качестве офицера конной императорской гвардии. В обязанности всадников входила проверка ночных сторожевых постов, разбитых вокруг военного лагеря римлян.

Зимой 338 года подразделение, в котором нёс воинскую службу Мартин, располагалось вблизи галльского города Амьена. Наступившая зима отличалась сильными морозами, и вот однажды, проезжая верхом через городские ворота, Мартин увидел просящего подаяния нищего, скудно закутанного в какое-то тряпьё и потому совсем замёрзшего от лютой стужи. Суетившиеся по своим делам редкие горожане быстро проходили мимо ворот и не обращали внимания на его беду. У Мартина не было при себе никакого имущества или денег, но он во что бы то ни стало решил помочь этому несчастному бедняку. И тогда он, не раздумывая, разрезал на две части свой плащ, одну половину отдал замерзающему человеку, а сам укутался в другую. В те времена половина стоимости обмундирования римского воина выдавалась за счёт казны, а вторая покупалась на собственные средства, поэтому Мартин пожертвовал свою половину. 

Люди часто задаются вопросом – что такое любовь и милосердие? Наверное, более всего они выражаются в практическом действии, когда кто-то отдаёт ощутимую часть своих сил или средств на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже постороннего ему человека. Ночью Мартину во сне явился Иисус Христос, закутанный в половину его плаща. Спаситель сказал: «Мартин, ты одел меня этим плащом». Как тут не вспомнить слова Евангелия: «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф.25)

Когда Мартин пробудился ото сна, то он, поражённый столь дивным видением, незамедлительно принял святое крещение, после чего, по прошествии недолгого времени, оставил военное дело, которое стало чуждо его мирной душе. Неся службу в римской армии, он обнаружил обязанности, несовместимые с христианской верой, поэтому сегодня он лучше известен нам тем, что использовал свой боевой меч для того, чтобы разделить плащ на двоих и отдать половину нищему, одетому глубокой зимой в одни лохмотья, чем тем, что этот меч мог бы обагриться кровью врагов Рима.

Так Мартин в конце концов оставляет военную службу и в ближайшем монастыре Лигюже (Ligugé), поступает под духовное попечение Илария Пиктавийского, известного богослова и епископа города Пуатье, противника ереси арианства и главного сторонника тринитарного христианства. В обители придерживались традиции восточного монашества, которое пришло в Европу из Египетской пустыни и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточнохристианского монашества, во всём следуя заветам преподобного Антония Великого. Традиции египетских пустынников были близки для тогдашней Галлии, ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно был учеником апостола Иоанна Богослова, епископа Малоазийской церкви.

В монастыре Лигюже, который, кстати сказать, существует и по сей день, Мартин служил Господу десять лет. Как и Иларий, он выступал против арианства и Императорского суда, если тот шёл навстречу еретикам, поэтому оба они бывали гонимы римскими чиновниками. К моменту проповеди Мартина, ариане в церкви уверенно доминировали, постоянно вступая в спор с христианами — тринитаристами, но конфликт на этом не заканчивался, а наоборот набирал силу, порой переходя в волнения широких народных масс в различных уголках империи. В Иллирике Мартин с большим рвением занял противную арианам сторону, за что его публично бичевали и заставили покинуть эту римскую провинцию. Возвращаясь в родной дом, Мартин пересёк Альпы, путешествовал через западную Галлию и одновременно проповедовал на своём пути. Память об этих апостольских путешествиях сохранилась до наших дней в многочисленных местных легендах, в которых Мартин является героем и которые указывают на те маршруты, которыми он следовал.  

Вернувшись домой, он он сумел уговорить мать принять святое крещение, также обратив в христианство и некоторых других людей. Крестить отца Мартину не удалось, но, совершив трудное путешествие на родину, он продолжал проповедовать и вновь подвергся преследованиям со стороны еретиков — ариан, чьё влияние было очень сильно в этом регионе. В конечном итоге арианский епископ Авксенций, которому противостоял Мартин, изгнал его из города, после чего он решил искать убежище на острове в Лигурийском море. После этих событий он вместе с возвратившимся с Востока Иларием Пиктавийским вновь перебрался в Галлию.

Как настоящий отшельник, святой Мартин всеми силами избегал высокого священного сана, связанного с большим количеством административной работы, поэтому его заманили в город Тур уловкой, якобы помолиться там о некой больной, где с большим трудом уговорили его стать епископом. Нужно  оценить самоотверженность аскета, который тотчас вышел в путь, чтобы помолиться о неизвестной. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому плохо.

Став епископом в городе Туре, Мартин продолжал заботиться о всех нищих и больных, увечных и голодных, за что получил прозвище Мартин Милостивый. Святой умело совмещал деятельное служение людям с персональной аскетикой. Впрочем, аскетика и должна служить умножению любви к людям и Богу, ведь без этого она теряет смыл — пост превращается в диету, а земные поклоны в акробатические этюды. Как говорил об этом духовный наставник Мартина, святой Макарий Великий, все дары и способности подвижника – только внешнее проявление его сути. А глубина его открывается в подлинной любви, выражающейся в заботе о людях.

Будучи епископом, Мартин почти тотчас же основывает обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточнохристианского аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. Поначалу монахи вырубали пещеры в скалистых берегах Луары и скоро вокруг святого образовалась община из 80 человек. Так в нескольких километрах к северо-востоку от тогдашних крепостных стен города на правом берегу Луары в 372 году появился новый монастырь, впоследствии получивший имя Мармутье (производное от Majus monasterium – Большой монастырь). В Мармутье правилами братии были стремление к безмолвию и молитве, простой одежде и пище, общности имущества и послушание наставнику, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейского католического христианства), но как послушание небесному Господу в лице земного наставника. Ведь если авторитет не основан на любви — это власть, а не следование, стало быть необходимо идти за тем, кого ты любишь, а не подчиняться из страха наказания тому, у кого есть власть.Особое внимание в Мармутье уделялось также изучению и распространению Святого Писания. Монастырь стал признанным центром культуры и медицинского образования, местные мастерские славились искусством миниатюры, особенно изобразительной книжной.

Как епископ, Мартин с энтузиазмом боролся против языческих обрядов,  распоряжался уничтожать алтари и капища, где язычники проводили свои мистерии. В одной из деревень он разрушил очень древнее капище и вырубил священные деревья, которым поклонялись жители той местности. Главный идолослужитель и толпа других язычников стали мешать ему, однако, эти люди под влиянием Господа, вскоре успокоились и, когда алтарь был свергнут, терпеливо позволили срубить культовые деревья.

В музее Катарийнеконвент (Catharijneconvent) в Утрехте хранится реликвия под названием «молот святого Мартина Турского» (лат.: maleus Beati Martini ). Предание гласит, что изначально молот принадлежал святому Мартину и использовался, чтобы уничтожать языческие алтари и статуи. Правда этот предмет, принадлежащий святому, только с одной стороны имеет форму молота, с другой он больше напоминает топор, во всяком случае в артефакт, который в последствии, в XIII — XIV веках был обрамлён серебром, вставлено каменное основание из зеленоватого камня серпентина, магниево-железистого гидросиликата родом из бронзового века. В топоре из камня, на котором заметно несколько небольших сколов, в самом широком месте проделано отверстие, через которое проходит ручка из ясеня. Так камень фиксируется в заданном положении деревянным топорищем, которое впоследствии входит в серебряную накладку, как в кожух, и фиксируется серебряными гвоздями. Часть камня, рукоятка и боёк молота, как уже упоминалось, в настоящее время покрыты листовым серебром как реликвия. Сверху молот венчает декоративная серебряная корона, слегка деформированная от времени. Корона, которая крепится к деревянной ручке при помощи серебряных гвоздей, была отлита из двух частей, а потом соединена воедино — шов от пайки проходит горизонтально над выпуклостью объёма. В навершии короны расположен каст с камнем огранки кабошон со сбитым краем и потрескавшейся пластиной из стекла или горного хрусталя в белой мастике. Позолота в значительной степени утрачена.

Ручка молота содержит припаянную к ней текстовую полосу с декоративными элементами и надписью по латински: + YDOLA / VANA RV / VNT MAR / TINI / CESA / SECURI / NEMO / DEOS CREDAT / QVI SIC / FVERANT / (лат.: Ydola vanurunt Martini cesa securi nemo deos credat qui sic fuerant ruicuri). Перевод гласит: «Языческие идолы падают, поражённые топором святого Мартина. Пусть никто не верит в то, что это боги, если они так легко разбиваются ». Обрамление молота-топора выполнено ​​из серебра, пластичного драгоценного метала, прекрасно поддающегося выколотке, ковке и пайке. Два серебряных гвоздя, которые соединяли серебро и дерево всё ещё присутствуют на месте с тех незапамятных времён. Третий гвоздь на данный момент утрачен, от него осталось только видимое отверстие. Текстовая лента вокруг рукояти и профилированные края крышки бойка молота крепятся к конструкции с помощью пайки, которая выполнена так искусно, что совсем не заметно швов. Для лучшей адгезии эмали на подложке вырезан рисунок из поперечных линий. Снизу рукояти утрачена часть профилированного каркаса, а листовое серебро от времени слегка порвано. Сам стебель рукояти покрывают бесчисленные маленькие вмятины, также присутствует несколько больших деформаций. 

Как уже было перечислено, во время изготовления реликвии молота святого Мартина использовались материалы: серебро, позолота, камень змеевик — серпентин, ясень, эмаль, горный хрусталь, стекло. Во время этой работы неизвестный мастер или цех мастеров прибегал к техникам литья, проката, выколотки и пайки. Также применялась техника закрепки драгоценных камней и эмалирования.

Тем временем Мартин Турский продолжал создавать христианские общины и расширил границы своей епархии от Тура до таких отдалённых городов, как Шартр, Париж, Отён и Вьен. Раз в год епископ навещал каждую из общин в его приходе, отправляясь пешком, на муле или в лодке. Во время этих путешествий, на досуге, он также продолжал рубить священные деревья язычников своим молотом — топором. Так его агиограф, Сульпиций Северус, описывает такой эпизод, когда язычники согласились свалить свою огромную священную ель, но при условии, что Мартин будет стоять прямо на пути её падения. Мартин согласился, но ель чудесным образом не задела его. Сульпиций, аристократ, получивший классическое римское образование, вспоминал этот случай в связи с одами римского поэта Горация, в которых тот описывает свой драматический побег от падающего дерева, однако Мартин, в отличие от Горация стоял неподвижно, но ель не причинила ему никакого вреда.

Мартин также всегда просил власти освобождать заключённых, которые сидят в темнице за незначительные проступки, например, за долги. Поэтому, когда римские чиновники и даже императоры, узнавали, что он идёт в их город, отказывались видеть его, поскольку знали, что он будет просить милости для кого-то, а они не смогут ему противоречить, учитывая его популярность в народе.

К началу девятого века почитание святого Мартина было уже широко распространено в Ирландии. Его монастырь в Мармутье стал учебным полигоном для многих кельтских миссий и миссионеров. По некоторым данным считается, что Святой Патрик Ирландский был его племянником и что Патрик был одним из многих, кто некоторое время жил в Мармутье, до того, как его похитили в рабство ирландцы, после чего тот обратил этот остров в христианство. 

Святой Ниниан Уитхорнский, первый прибывший в Шотландию христианский епископ, доподлинно учился в Мармутье и находился под глубоким влиянием Мартина, питая глубокую любовь и уважение к своему учителю и неся его методы обратно в Шотландию. Спустя время, во время строительства церкви, св. Ниниану сообщили о кончине Мартина ( Святой умер 8 ноября 397 года прямо во время молитвы в церкви города Канд, что под Туром), после чего Ниниан посвятил церковь, которую строил, Мартину. 

Святой Колумба (Кримтан (кельт.: Crimthann), прозванный Колумба, (Колум Килле, Кольм Килле), что означает «Голубь Церкви») — ирландский аскет, проповедник христианства в Шотландии. Во время странствий святой Колумба просил, чтобы ему указали дорогу, дабы иметь возможность помолиться на могиле святого Мартина. В житии св. Колумбы мимоходом упоминается, что святой Мартин был помянут им во время богослужения в Айоне. 

Следует отметить, что впоследствии из Мармутье вышло немало епископов, славно потрудившихся на ниве распространения христианского просвещения среди галлов и кельтов. Фактически монастырь стал центром христианской пропаганды в этой части Европы. Можно твёрдо говорить о том, что ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из более древних христиан не может в этом отношении даже сравниваться с ним. 

Святой Мартин стал одним из самых знаковых и узнаваемых христианских святых всей Европы. Поскольку он родился в Венгрии, большую часть своего детства прожил в Италии,  долгий период своей взрослой жизни провёл во Франции, где основанный им монастырь стал известной остановкой для паломников на пути в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Мартин был духовным отцом миссионеров Ирландии и Шотландии. Именно поэтому он считается объединяющим духовным мостом всей Европы.

В России же деяния св. Мартина стали широко известны после того, как святитель Дмитрий Ростовский напечатал на русском языке «Жи­тие свя­то­го Мар­ти­на Ми­ло­сти­во­го, епи­ско­па Тур­ско­го», которое было изложением «Семи книг о чудесах», написанных святым Григорием Турским,  франкским историком и епископом — рассказах о разных святых и их чудесах, в том числе и о святом Мартине Турском. 

Святой Мартин Турский умер 8 ноября 397 года прямо во время молитвы в церкви города Канд, что под Туром. (сейчас церковь и местность, в которой она расположена, носят имя Кандес-Сен-Мартен в честь святого). О масштабах его популярности говорит и тот факт, что на похороны святого, которые были назначены на 11 ноября, собралось около двух тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье численность братии не превышала восьмидесяти человек). Сегодня Кандес-Сен-Мартен входит в число 156 самых красивых деревень Франции. Это одна из старейших галло-римских деревень в долине Луары. Поселение всё ещё представляет собой средневековую структуру и предполагает исключительно традиционный образ жизни, доставшийся в  наследие от предков. 

Ещё один след святого Мартина во французской культуре связан с цветами, распускавшимися в холодный ноябрьский день. Жители селения Канд, где почил святой Мартин, хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело через окно церкви, и повезли покойного на лодке вверх по течению реки. Несмотря на ноябрьскую морозную погоду, тёмные облака рассеялись, и солнце сияло так сильно, что мороз отступил. Такая погода была редкостью для начала ноября, поэтому она была приписана Божьему вмешательству. Несмотря на позднюю осеннюю пору, по пути следования лодки даже расцветали цветы и пели птицы. Благодаря этому преданию, во французском языке появилось выражение «été de la Saint-Martin» («лето святого Мартина»), которое обозначает кратковременный возврат тепла осенью, что эквивалентно русскому выражению «бабье лето». 

О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на их пути немало препятствий (в настоящее время имя святого Мартина Турского носят более 230 коммун и более 4000 церквей во Франции). Для средневековой Франции он стал святым общенационального масштаба. Базилика Святого Мартина в Туре является величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, одним из главных центров религиозной жизни страны. День Святого Мартина (англ. St. Martin's Day),(руск. Мартынов День, не путать со днём памяти другого святого, Мартиниана Кесарийского Палестинского), также известный как праздник святого Мартина, Martinstag отмечается в западной традиции 11 ноября каждого года. 

Через некоторое время, наряду, скажем, со святой Жанной д’Арк, святой Мартин Турский стал считаться одним из пяти покровителей Франции. А его плащ, точнее, та его половина, которая, согласно преданию, осталась у Мартина после того, как он отдал вторую половину нищему, стал одной из священных реликвий французских королей. Короли франков брали эту реликвию в боевые походы как знамя, где она должна была сохранить их от опасности и поражения и на которой давали клятву вассалы короля, а воины приводились к присяге. 

Для этого священного символа франки впоследствии выстроили в Париже специальное здание. Плащ на средневековом латинском языке назывался «cappa» или «cape» (фр. плащ, накидка), поэтому сооружение получило название «cappella», Сен-Шапель. Подобное лингвистическое развитие имело место для названия, относящегося ко всем небольшим часовням или временным церквям, входящих в состав другого здания или же построенных отдельно. При этом капеллы часто имели алтарь, то есть представляли собой полноценные церкви, например полковые или домовые церкви. Также капеллами стали называть помещения в боковых нефах храмов, предназначенные для хранения святых мощей и реликвий. Люди по- прежнему называли их «капеллами», слово они были сделаны для маленького плаща. В конце концов все небольшие церкви стали называться капеллами (рус.: часовенками).

Затем значение слова «cappella» было перенесено и на хор, поющий в капелле во время богослужения. Музыкальный термин «a capella» означает пение без музыкального сопровождения, то есть так, как поет церковный хор.

Со словом «cappella» связано и другое латинское слово «cappellanus». Так изначально называли священника, который отвечал за хранение плаща святого Мартина Турского. Позднее так стали называть всех священников, которые заботились о реликвиях, хранящихся в капеллах.  Поскольку исторически плащ всегда брали в бой, в конечном итоге, все войсковые священники стали называться капелланами.  Так в настоящее время слово «капеллан» является синонимом понятия «армейский священник».

История побед, связанных с именем Св. Мартина известна ещё с древних времён. Хлодвиг (Кловис), король франков, одного из многих воюющих племён шестого века, пообещал своей жене христианке Клотильде, что он примет святое крещение, если в бою победит алеманов:

http://www.jewellers-art.ru/article/the-french-lily-is-one-of-the-most-popular-stamp-shapes-and-a-symbol-of-royal-power

Победа связывалась с вмешательством св. Мартина, с именем которого король ассоциировал и другие свои триумфы, включая победу над Аларихом II. Преданность святому и в дальнейшем была тесно связана с монархией Меровингов. В начале седьмого века король франков Дагоберт поручил ювелиру, святому Элигию, сделать золотую гробницу с драгоценными камнями. Почитание Мартина Турского перешло и к следующему французскому королевскому дому — династии Каролингов.

А вот ещё один пример этимологического влияния плаща святого Мартина на французских королей. Предполагается, что к слову «cappa» или «cape» (фр. плащ, накидка) восходит история Капетингов (Capétiens) — французской королевской династии, представители которой правили с 987 по 1328 год. Именно эта династия — третья по счёту после Меровингов и Каролингов — дала в качестве последующих ветвей династии Валуа и Бурбонов.

Основателем королевского дома Капетингов был граф Парижа Гуго Капет (Hugues Capet). Как граф получил такое прозвище, доподлинно неизвестно, но, согласно одной из версий, это слово связано с тем, что Гуго и его потомки имели право назначать священников, хранивших ценную реликвию — плащ святого Мартина...

После своего расцвета, аббатство в Мармутье разрушалось и разграбливалось викингами в 853 году и в 903 году. После сильного пожара в 994 году, оно в течение двадцати лет перестраивалось Эрве де Бузанцем, при этом монастырь был расширен, чтобы разместить толпы паломников. В 11 веке монастырь серьёзно пострадал от феодальных войн, но уже к концу столетия на его территории была освящена новая церковь; в начале 13 века ставшую тесной обитель полностью перестроили и расширили, а церковь сменила базилика. В 1453 году останки Святого Мартина были переведены в великолепный новый реликварий, подаренный Карлом VII и Агнессой Сорель. Во время французских религиозных войн базилика была разрушена протестантами — гугенотами в 1562 году. Полностью обитель пришла в упадок во время французской революционной смуты, когда в течение всего девятнадцатого века французы, под влиянием секуляризма, агностицизма и антиклерикализма, покидали церковь в большом количестве. Во время революции монастырь сначала превратили в военный госпиталь, а затем продали на камни — постепенно церковь, монашеские кельи и большинство построек разрушились или были разобраны. До наших дней сохранились лишь Ворота Посоха (Portail de la Crosse, конец 13 века), две башни Западного фасада, башня возле холма, часть крепостной стены и несколько небольших зданий. Последние камни Мармутье были распроданы в 1802 году, для того, чтобы аббатство уже не было реконструировано. Разрушенные башни старой королевской базилики Святого Мартина в Туре стали безмолвным символом падения традиционной католической Франции.

Однако впоследствии аббатство Св. Мартина восстало из руин, во многом тому способствовала Франко-прусская война 1870-1871 годов, когда популярность воина-святого стала объединяющим фактором. Наполеон III и его Вторая империя рухнули. После того, как Наполеона взяли в плен пруссаки после генеральной битвы при Седане в сентябре 1870 года, было создано временное правительство национальной обороны, и была объявлена Третья республика Франции. Париж был эвакуирован из-за надвигающегося врага, и на короткое время Тур (сентябрь-декабрь 1870) стал действующей столицей Франции.

Возрождению почитания святого Мартина способствовало его покровительство в качестве защитника нации против германской угрозы. Для верующих солдат, находящихся в армии, Мартин Турский был примером принципиального мужского поведения. Он был храбрым воином, помогал обездоленным, делится своим имуществом, верно нёс военную службу, выполнял законные приказы и уважал светскую власть. Консерваторы связывали драматический крах режима Наполеона III с признаком божественного возмездия за антиклерикализм императора. Священники представляли эту катастрофу как наказание французского народа, сбитого с пути из-за долгих лет богоборчества. Они напрямую связывали в своих проповедях покаяние и возвращение к религии с политической стабильностью. 

С 1874 года военные священники официально были возвращены в армию, но антиклирики рассматривали капелланов как зловещих монархистов и контрреволюционеров. Консерваторы ответили на это созданием Легиона де Сен-Мориса в 1878 году и общества Нотр-Дам де Солдац для предоставления добровольцам, священникам-капелланам, исполняющим свой долг без оплаты, финансовой поддержки. 

С переводом правительства в Тур во время франко-прусской войны многочисленные паломники поклонились могиле святого Мартина. Над ней возвышалась временная часовня, построенная монсеньором Гибертом, архиепископ Турским (1857-1871). Популярность святого Мартина также была связана с национальной преданностью Священному Сердцу. Флаг Сакре-Кёр был помещён на ночь в гробницу св. Мартина, прежде чем был взят в бой 9 октября 1870 года. Баннер гласил: «Сердце Иисуса, спаси Францию», на обратной стороне было вышито: «Святой Мартин, защити Францию». Популярные гимны 1870-х годов постоянно поднимали тему национальной защиты под покровом плаща святого Мартина, «первого флага Франции».

Весьма интересна история цветов французского триколора. Синий цвет в нём — это цвет плаща святого Мартина Турского, покровителя Франции. К слову, белый цвет на французском флаге традиционно являлся цветом королевской власти и всего того, что связано с божественным порядком (всегда считалось, что власть короля имела божественное происхождение). А вот красный цвет — это вовсе не цвет революции. Это цвет святого мученика Дионисия (по-французски — Сен-Дени), основателя одноименного католического аббатства, обезглавленного язычниками-римлянами.

Как уже было упомянуто выше, святой Мартин давно был связан с королевским наследием Франции. Турский архиепископ Рене Франсуа Рено в сложившихся реалиях думал над тем, как связать почитание Мартина Турского со специфическими республиканскими условиями. Рено служил капелланом в 88-м полку Эндр и Луары во время франко-прусской войны и был известен как армейский епископ. Рено был большим почитателем святого Мартина и считал, что национальная судьба Франции и все её победы принадлежат ему. Он приводил в пример военным плащ святого, который был «первым флагом Франции» и просил помнить о нём, когда те шли в бой с французским триколором, как символом союза старого и нового. 

Так, каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом тоже была миссия Мартина Турского – возвращать людей, давно забывших о вере, к глубине и красоте предания, а также настоящему, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом.

Почитание святого Мартина получило новый импульс с началом Первой мировой войны. Антиклерикализм уменьшился, священники служили во французских войсках как капелланы. К слову, более 5000 из них погибли во время этой войны. В 1916 году было организовано национальное паломничество в Тур, которое привлекло людей со всей Франции. Преданность святому Мартину возрастала во всех французских архиепископствах, были написаны новые молитвы святому, как символу и покровителю рыцарства. И когда победное перемирие было подписано именно в День святого Мартина, 11 ноября 1918 года, французский народ осознал, что это было признаком его ходатайства о Франции.

Наследие св. Мартина, епископа Турского, широко представлено в европейской народной и церковной традициях многих стран континента. 

Многие святые 4-го века разоблачали дьявола во всех его масках, также имелось множество свидетельств о их чудесах. Кто-то из них изгонял бесов, кто-то поднимал паралитиков и мёртвых. Другие были более необычны — они отвращали пламень от готового загореться дома, в то время как Мартин сам сжёг римский языческий храм, отклонил путь срубленной священной ели; исцелил силой написанного им письма больного.

С конца IV века до позднего Средневековья большая часть Западной Европы, включая Великобританию, входила в период поста, который начинался на следующий день после Дня святого Мартина, 11 ноября. Период поста составлял 40 дней, поэтому в народе назывался как «сорок дней святого Мартина». Этот пост считался временем духовной подготовки к Рождеству Христову.

В День св. Мартина, дети во Фландрии, южной и северо-западной частях Нидерландов, а также в католических районах Германии и Австрии участвуют в бумажных процессиях. Человек, одетый, как святой Мартин, едет на лошади перед шествием. Дети поют гимны о св. Мартине и несут бумажные фонарики. Еда, которая традиционно подавалась в этот день, — гусь или другая птица. Мартин не хотел становиться епископом и спрятался в конюшне, заполненной гусями. Шум, вызванный этими птицами, указал место его нахождения людям, которые искали его, чтобы сделать первосвятителем.

В восточной части бельгийской провинции Восточно-Фландрии (Аалст) и западной части Западной Фландрии ( Ипр ) традиционно дети получают подарки от Святого Мартина 11 ноября, а не от Святого Николая (Санта Клауса) 6 декабря или 25 декабря. 

ДЕД МОРОЗ И САНТА КЛАУС:
http://jewellers-art.ru/article/santa-claus-and-santa-claus

Дети также участвуют в процессии фонарей, для которых делают фонари из свеклы или репы. В последние годы процессии фонарей стали распространяться как популярный ритуал даже в протестантских районах Германии и Нидерландов, хотя большинство протестантских церквей официально не признают святых.

В Португалии, где праздник святого отмечается по всей стране, семьи и друзья часто собираются вокруг огня, где они обычно едят жареные каштаны и пьют вино.

В Италии День св. Мартина считается началом зимы. Поскольку к этому празднику уже полностью собран урожай, вино переливают из чанов в бочки и бутылки с последующей дегустацией. В связи с этим днём в Италии существуют пословицы «на святого Мартина открывай бочку и пробуй вино», «На святого Мартина одевается большой и малый»

В Испании День святого Мартина наиболее широко отмечают на севере страны и в Каталонии. Селяне чтят его как патрона виноделия и перелётных птиц. В этот день устраиваются праздничные гулянья с последующим угощением.

В Англии и Шотландии святой Мартин считается покровителем животноводства, поэтому у этих народов в канун праздника происходит заготовка мяса на зиму. На протяжении этого времени придумывают разные торжества с обязательным атрибутом — костром. В Средневековье в Британии этот праздник был днём оплаты труда наёмных работников. Получив деньги, они устраивали пляски под волынку или харди-гарди, а также угощали друг друга.

На севере Европы празднование дня святого Мартина знаменует собой конец осени. В Дании, Швеции и Норвегии мужчины, отдельно от женщин, собираются за столом и, распивая пиво, желают друг другу обильного следующего года. Женщины в это время заняты готовкой жареного гуся, который в этот день обязательно должен быть на столе. Как тут не вспомнить сказку скандинавской писательницы Сельмы Лагерлёф, в которой Нильс выполняет первые два условия гнома, но третье — предать на смерть гуся по имени Мартин, не может, за что и обретает свой прежний вид.

В Мартынов день у финнов и эстонцев дети собираются вместе, одеваются в рубища и старую одежду, после чего ходят с котомками просить милостыню, подражая скромности святого Мартина. После 11 ноября уже не собирают и не заготавливают урожай, прекращают улов рыбы в открытых водоёмах, оплачивают пастухам выпас скота. Пряхи берутся за льняную пряжу. Финны парятся в сауне, после чего ходят в гости друг к другу, на стол непременно подают мясные блюда.

У западных славян — поляков и словаков, есть поговорка, что «Мартин приезжает на белом коне», и это знаменует собой первый снег. Хорваты  считают св. Мартина покровителем виноделов, поэтому в Далмации говорят: «Святой Мартин, продырявь бочёночек!» У их соседей словенцев святой Мартин считается покровителем гусей и к праздничному столу обязательно готовят печёного гуся. 

ПОПУЛЯРНОЕ

4 500 руб.

7 500 руб.

8 000 руб.

5 000 руб.

4 500 руб.

7 000 руб.

16 000 руб.

10 000 руб.

5 500 руб.

12 500 руб.

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ