+7 926 364 00 01

+7 926 364 20 51

КОПЬЁ ЛОНГИНА СОТНИКА



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из самых загадочных христианских реликвий — копьё Лонгина сотника. Считается, что этот древний артефакт хранится в храме города Эчмиадзин в Армении. Согласно преданию, копью приписывали невероятную силу, позволяющую едва ли не править миром, поэтому сильные мира сего всегда охотились за чудесной реликвией и в разное время ей обладали римский император Константин, вождь гуннов Аттила, Наполеон, и даже Гитлер после аншлюса Австрии приказал привезти его в Германию из Вены.

По легенде, копьё было выковано для третьего первосвященника Иудеи Финееса из куска метеорита, упавшего на Землю, а после смерти хозяина необычное оружие стало переходить из в руки, пока не попало к римскому центуриону (сотнику) Лонгину. Всю жизнь Лонгин был могущественным воином, однако глаза его поразила болезнь и он уже почти ничего не видел вокруг, поэтому его обязаностью было вонзать под рёбра копьё распятым преступникам, чтобы убедиться, что они уже мертвы. Во время эпохального распятия на Голгофе, Лонгин привычным движением вонзил под ребра Иисусу Христу острие своего копья, и кровь Спасителя, брызнувшая из-под железа, попала ему в глаза, после чего воин прозрел. Потрясённый случившимся чудом, Лонгин принимает христианство, становится проповедником новой религии и служит ей до конца своей жизни, ни на миг не расставаясь с копьём, обагрённым кровью Христа.

Что происходило со священным оружием после смерти его владельца неизвестно. Мнения историков о том, где в дальнейшем хранилось копье и кому оно принадлежало, расходятся. Но, пожалуй, самая большая загадка кроется в том, что артефакт, считающийся подлинным оружием Лонгина не один, а имеет целых три двойника. Один из них хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Второй — в дворцовой палате сокровищ в Вене. А третье копьё находится в Кракове. Каким из них была нанесена рана Иисусу Христу, долго спорили и историки, и верующие.

Из исторических хроник известно, что в древние времена копье оказывается в Египте, где оно попадает в руки первого христианского рыцаря, в последствии причисленного к лику святых, Маврикия. До VII века вместе с христианскими реликвиями оно хранилось на Святой земле. Во время обострения отношений христианской Византии с мусульманами, когда в 614 году Иерусалим был захвачен персами, копьё, обагрённое кровью Спасителя, во второй половине IX века, перевозится в Константинополь в кафедральный храм Святой Софии. После победы византийского императора над персидским войском, копьё Лонгина снова возвращают в храмовый ансамбль Иерусалима, где оно находилось около трёхста лет, пока во второй половине IX века его снова не перевозят в Константинополь в связи с обострением обстановки на Востоке. Теперь уже копьё хранилось в храме Богородицы Фаросской вместе с несколькими другими константинопольскими святынями.

Во время Четвёртого крестового похода в 1204 году Константинополь оказывается захвачен крестоносцами, и  копьё становится трофеем правителей Латинской империи, просуществовавшей всего полвека. После исхода крестоносцев с Востока, реликвия долгое время переходила от одного европейского властителя к другому, пока не стало собственностью австрийской династии Габсбургов . 

Но и Габсбурги дважды лишались священной реликвии. Сначала копьё досталось Наполеону после битвы при Аустерлице. А в середине XX века копьём завладел Гитлер, который хранил артефакт в тайнике в Нюрнберге в течение всей Второй мировой войны, надеясь на то, что обладание древним оружием принесёт ему успех в войне. В 1945 копьём завладела армия американцев, которые взяли Нюрнберг, но спустя пару лет артефакт был возвращён прежним владельцам в Вену.

Другое копьё, хранящееся в Ватикане, упоминается в 570 году паломником Антонио из Пьяченцы, который писал, что видел в Иерусалиме в храме Святого Сиона «Терновый венец, которым был увенчан наш Господь и копьё, которым Он был пронзён».  После захвата Иерусалима персами все реликвии были утеряны, но потом копьё неожиданно обнаружилось в Константинополе. Там оно и хранилось до 1492 года, пока не было передано, захватившими Константинополь османами, папе Иннокентию VIII и помещено в собор Святого Петра в Риме.

История  Краковского копья не менее загадочна. Считается, что вначале оно в качестве трофея досталось русскому князю Ярославу, отцу Александра Невского. Далее великая христианская реликвия каким-то образом попала в Золотую Орду к хану Мамаю. Мамай, не понимая ценности металлического рожна от копья, променял его на двух своих пленных мурз  великому князю московскому Дмитрию. А Дмитрий, получив копьё, не упустил возможности разбить ордынские войска на поле Куликовом. В 1410 году копье было преподнесено московским государем литовскому князю Ягайло в честь общей победы над немецкими рыцарями Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве.

Что же касается, Тевтонского ордена (Немецкий  Орден Пресвятой Девы Марии, иногда — Ливонский орден), то копьё сотника Лонгина тоже было связано с ним, но только геральдически. Дом Пресятой Девы Марии Тевтонской в Ливонии имел собственное двухстороннее знамя, на одной стороне которого в белом поле была изображена Пресвятая дева Мария в лазурном одеянии, держащая на правой руке Богомладенца, а в левой — державу в виде земного шара. На другой стороне, тоже на белом поле, был изображён уже упоминавшийся нами один из первых обладателей копья — Св. Маврикий, покровитель рыцарства. Он изображался с золотым венцом мученика и нимбом над головой, в голубом одеянии и белом плаще, с золотым поясом, налокотниками и наколенниками, держащим в правой руке копьё Лонгина сотника. Рыцари хорошо помнили христианское предание, что Маврикий владел чудодейственным копьём ветхозаветного священника Финееса, которое потом перешло к библейскому пророку Иисусу Навину, держащему это оружие в руке при взятии Иерихона, о чём, кстати сказать, поётся в боевой песни времён гражданской войны между Севером и Югом в США: " Joshua fought the Battle of Jericho, and the Walls came tumbling down", где священное копьё упоминается в следующих строчках:" Down to the walls of Jericho he marched with the Spear in his hand".

Однако последние исследования учёных показали, что все три копья, хранящиеся на Западе, были изготовлены несколько позднее библейских событий, и гарантировать точную подлинность ни одного из них невозможно, тем не менее, все эти копья — достаточно древние.

Известно, что после того, как Лонгин стал проповедником, он обошел многие страны. Дороги его проповеди были достаточно хорошо известны и пролегали через территории современных Сирии и Турции, после чего он отправился на Кавказ. Там он задержался на долгое время, основал христианскую общину и был её главой до самой своей смерти.

Также существует мнение, что реликвия попала в Армению во время Крестового похода, когда армия Барбароссы форсировала реку Селиф, пользуясь услугами армянского проводника. На переправе Барбаросса обронил копьё, его конь взвился на дыбы и наездник упал в воду. Сплошь закованный в доспехи воин захлебнулся в стремительном течении, а копье взял проводник и отдал его в монастырь Эчмиадзин.

Кроме того, существует ещё одна версия событий. В 33 году копьё принес в Армению апостол Фаддей. На протяжении веков, святыня эта переходила из одной христианской общины в другую, до тех пор, пока в 301  христианство стало государственной религией Армении, и копьё Лонгина сотника обрело вечное пристанище в хранилище патриарших покоев. По большим религиозным праздникам копьё выносили к народу во избавление от бедствий и войн.

Когда в начале XIX века Русская Императорская Армия вступила в Армению, для её защиты от турок, Эчмиадзин был избавлен от врага в ходе гениальнейшей операции с незначительными потерями с нашей стороны. По просьбе монахов все ценности перевезли ненадолго в Тифлис, где в это время было было безопаснее. Александр I, узнав о том, что в Тифлис было доставлено копьё Лонгина, персонально пообещал возвратить его прежним владельцам по первой же их просьбе. Слово было сдержано, и сегодня Святое копьё хранится в Эчмиадзине, в серебряном ковчеге с национальным армянским орнаментом, украшенном бирюзой.

Чтобы осмотреть святое копьё, необходимо особое разрешение церковных властей. Последний раз копье показывали обычным паломникам монастыря аж в 1805 году. Конечно, вопрос о его подлинности не решён окончательно, но Армянская апостольская церковь до сих пор почитает Лонгина как своего основателя, и, стало быть, вполне возможно, что истинное копье Судьбы хранится именно в Армении.

 

 

ПОПУЛЯРНОЕ

32 000 руб.

20 000 руб.

16 000 руб.

5 500 руб.

8 500 руб.

450 000 руб.

25 000 руб.

20 000 руб.

15 000 руб.

50 000 руб.

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ