+7 926 364 00 01

+7 926 364 20 51

140 ЛЕТ БАЛЕТУ "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО". ТРИУМФ И ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СЛАВЕ.



Балету «Лебединое озеро» в этом году исполнилось 140 лет, что было широко отмечено в театральной, культурной и даже народной среде. Так в соцсетях был запущен видеоконкурс с хештегом #metrolebedi, участники которого, как могут, исполняют па из прославленного балета. 

Балет «Лебединое озеро» композитора Петра Чайковского и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова — один из лучших образцов хореографического жанра. За время своего существования, а это уже сто сорок лет, постановка не теряла своей красоты, а, кажется, напротив молодела. По-прежнему исполняет свой танец королева лебедей Одетта, водят белоснежные хороводы обращённые в лебедей Злым гением девушки; коварная Одиллия напускает свои чары на принца Зигфрида, а влюблённые принц Зигфрид и Одетта тонут в клокочущих волнах озера.

Сказка вне времени, в любые года актуальная история о любви, очаровывающая зрителей своей музыкальностью, хореографией и волшебным сюжетом.

Комбинированную Брошь/подвеску «Балерина» можно купить на нашем сайте: http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/fabulous-winter/the-pendant-brooch-ballerina

Примечательно, что ещё за несколько лет до первоначального показа балета в Большом театре композитор уже импровизировал на темы будущего «Лебединого озера». Летом 1871 года Чайковский отдыхал в Каменке, где написал музыку к пока что детскому балету, состоящему из одного акта. Балет был поставлен прямо на месте, роли исполняли дети А. И. Давыдовой. Из этого эксперимента родилась главная музыкальная тема лебедей, которая в нынешнем варианте балета звучит в начале и в конце второго акта.

Подвеска «Верность» в нашем интернет-магазине: http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/arrows-of-cupid/pendant-loyalty

За многоактный балет Чайковский принялся в Москве, куда он переехал из Санкт — Петербурга. К  «Лебединому озеру» композитор приступил в 1875 году. Музыка возникала легко. 10 февраля 1876 года Пётр Ильич писал брату Модесту: «Буду доканчивать балет». В марте он дополнил, что «погрузился по горло в инструментовку балета, которую должен непременно кончить к Фоминой неделе».

29 марта композитор приезжает в Глебово, где и был окончен чистовой вариант манускрипта партитуры. На последнем листе осталась пометка: «Конец!!! Глебово. 10 апреля 1876». А спустя 10 месяцев — 20 февраля 1877 года, на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера» с декорациями К. Валыда, дирижировал оркестром С.Я. Рябов. Партию Одетты-Одиллии исполнила балерина  П. Карпакова, Зигфрида танцевал А. Гиллерт.

Серебряная Брошь/подвеска «Балет»: http://jewellers-art.ru/directory/jewelry/golden-autumn/brooch-pendant-ballet

В императорских театрах бытовало негласное правило: издавать либретто тех балетов, которые пользовались шумным сценическим успехом за рубежом или ставились по приказу министерства двора и царской семьи. Ни первое, ни второе к «Лебединому озеру» отношения не имело, тем не менее к премьере балета было выпущено либретто. Кроме того, во время подготовки «Лебединого озера» произошло событие, ранее не имевшее случая в истории русского балетного театра. В «Театральной газете» за 1876 год, намного загодя  до того, как зритель впервые увидел спектакль на сцене, был полностью напечатан текст либретто «Лебединого озера». Правда, в примечании газета отмечала, что редакция не одобряет выбор иностранного сюжета вообще, а данного — в особенности (в то время в России был патриотический подъём и обращение к собственной истории и традициям, что подерживалось творцами во всех сферах изящных искусств). О музыке же было написано, что, по общему мнению, «она прелестна».

С либретто на самом деле вышел казус. Чайковский хотел, чтобы в основу сюжетной линии балета лёг романтический сказочный рассказ из рыцарских времён. Авторами сценария «Лебединого озера» значились Владимир Бегичев и Василий Гельцер (артист, педагог, режиссёр балетной труппы Большого театра), но никто из них официально на авторство не претендовал, поэтому в афишах и программке 1877 года их имена не указаны.

Отправной точкой авторов, к которым в определённый момент присоединились Чайковский и балетмейстер Юлиус Рейзингер, скорее всего, была сказка немецкого писателя Иоганна Музеуса «Лебединый пруд». Немного переиначив название сказки, они могли дать название балету и взять оттуда сцену у озера, к которому прилетают птицы, превращающиеся ночью в прекрасных девушек-принцесс. Пути к счастью героев, как и в балете, переграждал злой рыцарь. Сама же сказка была описана в редакционном примечании «Театральной газеты», как «тяжеловесная, малосодержательная», а любовь героев признана и вовсе «мещански прозаичной». 

Юлиус Рейзингер, ставивший «Лебединое», значился главным балетмейстером, но неофициально шёл по разряду весьма посредственных постановщиков. Однако других в то время не сыскалось и по всей вероятности, заметив его хореографические опусы, Чайковский привлёк к работе Бегичева, который, в свою очередь, не имея опыта руководства постановкой, обратился за сотрудничеством к  Василию Гельцеру, который мог быть посредником между Чайковским, балетной труппой и Рейзингером.

Бегичев и Гельцер в итоге пришли к фабуле четырёхактного балета. В изначальном замысле  постановщиков она всего лишь выполняла функцию канвы для танцевального дивертисмента. Вдаваться в сюжет никто, кроме, разве что Чайковского, похоже, не собирался. Ничего страшного, если зрители не поймут, почему Одетта является то лебедем, то человеком, в чём заключена власть над ней Ротбарта, кто приходит в замок на бал — двойник Одетты или она сама, принявшая по воле Ротбарта вид Одиллии? Для той эпохи такие «загадки» в балетном спектакле являлись типичным явлением; на них никто не обращал внимания.

Переосмыслив содержание сценария, всё дальше отдалялся от сюжетной истории и Пётр Ильич. Особое внимание композитор уделял финальной сцене. Об этой его заинтересованности развязкой вспоминал Вальц: «По настоянию Чайковского был устроен настоящий вихрь — ветви и сучья у деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами. Эта картина удавалась очень эффектно и занимала Петра Ильича».

Изначально концовка балета была весьма поэтичной: «Юноша умоляет Одетту простить его. Она вырывается из его объятий и робко озирается на волнующееся озеро. Принц срывает с головы Одетты корону — её единственную защиту; пусть станет ей защитой верная любовь Зигфрида. Но злобные волны одна за другой обрушиваются на влюблённых и поглощают их. А затем наступает рассвет, деревья освещаются первыми солнечными лучами. Лёгкая зыбь играет на воде. По озеру плывут лебеди. Среди них нет Одетты, но кажется, что она смотрит на своих подруг откуда-то с Небес. А в музыке звучит её танец-песня».

Сразу в первой работе Чайковскому удалось совершить переворот в музыкальной драматургии балета. Выбрав сказочный сюжет, композитор воспользовался им, чтобы показать настоящих людей и их настоящие судьбы. Так появился балет, который хотелось бы слушать, а не только смотреть. Появилась в этом балете и ещё одно новаторство — вместе с женским главным героем, композитор создёт и мужской, что для балетного театра второй половины XIX века стало неожиданностью, поскольку в те времена на сцене преобладали женщины, а мужчина-танцовщик был кем-то вроде помощника-носилыцика. Чайковский же ставит рядом с Одеттой романтического героя — принца Зигфрида.

Несмотря на все эти творческие победы, жизнь балета в Московском Большом театре складывалась непросто. «Некоторые номера были пропущены, как неудобные для танцев, или заменены вставными из других балетов»,— вспоминал один из очевидцев. Музыку кромсали довольно бесцеремонно — от спектакля к спектаклю из партитуры исчезали самые интересные части, а вместо них добавляли цирковую музыку. В итоге, как замечал Н. Д. Кашкин, «едва ли не целая треть музыки… была заменена вставками из других балетов, притом наиболее посредственных». Это и не удивительно, если учесть, что «творческий» подход Рейзингера был основан на пренебрежении к музыке.

В заметках из «Русских ведомостей» отмечается  следующее: «Рейзингер… проявил, если не искусство, соответствующее его специальности, то замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены. Более оживленными вышли характерные танцы в третьем действии, но и здесь эти танцы «сочинены» не Рейзингером, а попросту позаимствованы им из разных других балетов. Вот «Русский танец»… по всей вероятности, составляет плод фантазии самого Рейзингера, ибо только немец может признать за русский танец те пируэты, которые должна была выделывать г-жа Карпакова».

Множество постоянных зрителей Большого театра, не знакомые с ситуацией, считали «Лебединое озеро» полным провалом. Вальц вспоминал: «В то время почти никто не понял музыкальных красот этого балета и нового способа его построения, а увидели в нем лишь необычный спектакль, показавшийся скучным и ненужным. Правда, в то время от балетной музыки привыкли ждать иного — симфонической разработки и в намёках не существовало, а преобладали и нравились лишь легкие танцевальные мотивы».

Однако, многие вступились за Чайковского. Газета «Голос» писала: ««Лебединое озеро» — не рядовое явление, а крупная новость. Это не дивертисмент, едва скрепленный убогой фабулой, а хореографическая драма. Неправда, что она оказалась не по вкусу публике — той публике, к которой адресовался композитор, балет очень понравился. Неверно, что музыка была признана бедной, плохой, что из-за её серьезности композитор «провалился»: как на первом, так и на втором представлении его вызывали многократно и дружно, а музыка его прекрасна, хотя и довольно серьёзна».

Тем не менее, первые шесть лет балет давали редко и собиралось на него совсем немного зрителей. Однако, его не убрали из репертуара благодаря тем любителям музыки, которые смогли расслышать, невзирая на нелепость и скудность постановки, чудесные сочинения Чайковского. Только этим фактом можно подкрепить тридцать три представления, которые выдержал балет с 1877 по 1883 год.

А в 1880 году было принято решение спектакль немного обновить. Афиши гласили, что «в воскресенье 13 января в пользу балетмейстера г. Гансена (преемника Рейзингера) будет показан «по возобновлении в первый раз… большой балет в четырех действиях, который переделан и вновь поставлен г. Гансеном… Роль Одетты исполнит в первый раз воспитанница Калмыкова».  Тем не менее, беспардонное обращение с музыкой и вставка чужих фрагментов продолжалась.

28 октября афиши вновь возвестили о «Лебедином озере». На сей раз изменения в постановке и в музыке были небольшие, но, несмотря на это, довольно нелепые. Балерина Лидия Гейтен, исполнявшая роль Одетты-Одиллии, добавила в третий акт малопонятный номер под названием «Космополитана». В 1883 году «Лебединое озеро» давали всего однажды, а в 1884 — балет окончательно выпал из репертуара. 

Успех к балету пришел гораздо позже, когда Петра Ильича Чайковского уже не было в живых. В 1894 году на сцене Мариинского театра представили сначала второй акт, а потом и весь балет «Лебединое озеро». Петербургская постановка Мариуса Петипа и Льва Иванова как раз и явила то «Лебединое», которое и сегодня волнует зрителя своей драматургией, хореографией и, конечно, музыкой. В нём соединились виртуозный танец Петипа, напоминающий пластическое зодчество, и поэтичный, трепетный танец лебедей во втором «белом» акте, поставленным Ивановым.

После этого достаточно долго классическая версия балета оставалась почти без изменений. Даже такие запоминающиеся редакции, которые предприняли Владимир Бурмейстер и Юрий Григорович, не шли вразрез с устоявшейся версией балета. 

Самое удивительное в сказочной истории с «Лебединым» это то, что в процессе написания балета такое озеро существовало на самом деле. И Чайковский знал об этом, как знал и о трагической гибели Людвига Второго, короля Баварии.

Людвиг был просвещённым и благоволящим искусствам монархом, который вдохновлялся  музыкой Вагнера, с королевским размахом покровительствовал композитору и строил романтические дворцы и замки в стиле нео-готики. Один из них — знаменитый Лебединый замок, высившийся над хрустальным горным Лебединым озером. Во время правления Людвига по озеру плавали лебеди, и король мог предаваться своим размышлениям, любуясь величественными птицами. Лебедь даже был помещён на его гербе и даже рядом с распятием в королевской спальне. 

Окружение короля неохотно терпело траты Людвигом баварской казны на строительство готических замков и протекцию музыке и композиторам — его признали сумасшедшим и поместили под арест. Людвиг при попытке бежать из плена погиб, утонув в водах Штарнбергского озера, находившегося поблизости от любимого им Лебединого замка. Был ли это несчастный случай, а, может быть, специально спланированное убийство под видом самоубийства, теперь доподлинно неизвестно.

Пётр Ильич Чайковский, узнав о смерти Людвига, назвал её ужасным злодейством. 

А в 1976 году Хореограф Джон Ноймайер выпускает новую версию «Лебединого озера», в которой к двум главным героям — Одетте и принцу Зигфриду добавил ещё одного — Людвига Второго, короля Баварского.

 

 

ПОПУЛЯРНОЕ

32 000 руб.

18 000 руб.

8 500 руб.

65 000 руб.

4 000 руб.

3 500 руб.

8 500 руб.

8 500 руб.

8 000 руб.

25 000 руб.

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ